Окраска самолёта Ил-2 №100 штурмана 7-го Гвардейского штурмового авиационного ордена Ленина полка 230-й штурмовой авиадивизии 4-го штурмового авиакорпуса 4-й воздушной армии Отдельной Приморской армии капитана Емельяненко В.Б.
Самолёт Ил-2 №100 штурмана 7-го Гвардейского штурмового авиационного ордена Ленина полка 230-й штурмовой авиадивизии 4-го штурмового авиакорпуса 4-й воздушной армии Отдельной Приморской армии капитана Емельяненко В.Б.
Август 1943 года. Машина предположительно 18-го завода. Заводской номер указан приблизительно.
Рисунки самолётов сделаны на основе шаблонов из авиасимулятора "Ил-2 Штурмовик Великие сражения"
https://il2sturmovik.ru/about/
Василий Борисович Емельяненко родился 1912 года в посёлке Николаевский, ныне город Николаевск Волгоградской области, в семье рабочего.
В 1932 году студент композиторского факультета Московской консерватории Василий Емельяненко оставил обучение в консерватории и поступил в Саратовскую школу пилотов Осоавиахима и через год окончил её. Ещё через год окончил Центральную лётно-инструкторскую школу в Москве.
В июне 1941 года работал лётчиком-инструктором николаевского аэроклуба. С началом Великой Отечественной войны добровольно пошёл в военкомат и был направлен в учебно-тренировочный центр Южного фронта. В мае 1942 года направлен на фронт в 4-й штурмовой авиационный полк (впоследствии 7-й гвардейский Ордена Ленина штурмовой авиационный полк). Азы боевого применения штурмовика Ил-2 постигал под руководством Николая Антоновича Зуба.
Летом 1942 года лейтенант Емельяненко повёл группу из шести Ил-2 на штурмовку колонны немецких войск в район Манычского канала. При выполнении задания его самолёт был сбит зенитным огнём. Василий Борисович совершил вынужденную посадку в степи в километре от разбитой колонны, от которой к месту посадки штурмовика уже бежали немецкие солдаты… Под огнём врага один из лётчиков группы Михаил Талыков посадил свой самолёт рядом, забрал Емельяненко и тем самым спас ему жизнь.
К августу 1943 года штурман 7-го гвардейского штурмового авиационного полка (230-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я воздушная армия) гвардии капитан Василий Емельяненко на самолёте Ил-2М совершил 88 боевых вылетов, уничтожил и повредил 23 самолёта противника, подбил и сжёг десятки танков и автомашин, нанёс врагу большой урон в живой силе. В воздушных боях лично сбил 2 вражеских самолёта. Трижды был сбит сам.
В конце 1943 года назначен инспектором по технике пилотирования 230-й штурмовой авиационной дивизии. Вылетал с группами на боевые задания, а по возвращении проводил разбор полётов, передавая свой боевой опыт молодым лётчикам.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1944 году направлен на учёбу в Военно-воздушную академию, которую окончил с золотой медалью. После войны работал преподавателем кафедры тактики авиации в Военной академии имени М. В. Фрунзе; кандидат военных наук. С 1973 года полковник Емельяненко В. Б. — в запасе, затем в отставке.
Член Союза писателей СССР. Почётный гражданин города Николаевска.
Cкончался 24 февраля 2008 года. Похоронен в Москве.
Из воспоминаний Емельянеко В.Б.:
"...В кинотеатрах в конце семидесятых шла премьера киноэпопеи «Великая Отечественная». Фильм создан советскими документалистами при участии коллег из США, назвавших его «Неизвестная война». По заданию одного издания я писал рецензию на весь цикл фильмов. Не забыть сеанса, когда увидел на экране поле аэродрома, на котором стоял истребитель. Ведущий представил трижды Героя Советского Союза, маршала авиации Александра Ивановича Покрышкина. Это было начало серии «Война в воздухе». Я услышал рассказ Покрышкина о боях на Кубани, и меня охватило волнение: ведь именно там мне довелось воевать, и он не раз прикрывал наши штурмовики…
Меняются кадры. И один из них меня буквально потряс. Появляется Ил-2, на его фюзеляже крупно выведено число «100». Так это же моя «сотка», на которой я летал на Кубани в 43-м! А может быть, чья-то другая? Но кинокамера приближается к самолету, и на нем уже отчетливо видна необычная эмблема: пять линий со скрипичным ключом и нотными знаками. Это были первые такты нашей полковой песни, которую я написал по мотивам давней своей учебной работы еще на рабфаке. Такой музыкальной эмблемы, мною придуманной, не имел никто.
Спустя много лет после войны она будто воскресла в легендарном фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Но не только этот факт из фронтовой жизни нашего полка использовал и блестяще развил в ленте этот талантливый актер и режиссер. Как видно, он прочитал и мою документальную повесть «В военном воздухе суровом».
...Под Краснодар, в станицу Тимашевскую, где базировался наш авиаполк, прибыла группа кинематографистов во главе с Марком Трояновским. Кинооператором у него был Давид Шоломович, ставший лауреатом Государственной премии еще в 1942 году, а звукооператором — Виктор Котов, прибывший на фронт с какой-то громоздкой аппаратурой. Киногруппа, надо сказать, избрала для работы не заурядную часть, а с боевой биографией. Наш полк воевал еще в финскую. Весной 1941-го он первым в Военно-Воздушных Силах получил для войсковых испытаний только что сошедшую с заводского конвейера новинку — Ил-2. А в июне уже был поднят по тревоге и полетел из Харькова на фронт. Воевал на самых трудных участках западного направления, затем на Донбассе, Дону и Северном Кавказе.
В 1943-м на некоторых самолетах стали появляться эмблемы: у одного — орел с распластанными крыльями, у другого — ощетинившийся иглами еж. На моей «сотке» полковой художник Саша Булынденко изобразил пикирующий самолет, из пушечных стволов которого вылетают ноты. Эта эмблема заинтересовала киногруппу. Пришлось рассказать об учебе композиторскому искусству, как ушел с рабфака в авиацию «крепить наш первый в мире пролетарский флот». Даже летая, я никогда не расставался с музыкой. На фронт и то прибыл с балалайкой. Недаром же сами пели, что «после боя сердце просит музыки вдвойне...».
- Комментарии